Указ мэра Москвы Сергея Собянина о продлении онлайн-обучения для старшеклассников до 22 ноября вызвал ажиотаж в учительской и родительской среде — очень многие недовольны сложившимся положением вещей. С вводом дистанционного обучения нагрузка на педагогов, к примеру, возросла многократно. Преподаватели старших классов буквально днюют и ночуют у компьютера.
Интернет сам по себе не везде работает стабильно и часто вылетает во время урока. Проблема с качеством связи серьезная. Установленные санитарные нормы — продолжительность занятий по 15 минут — выполнить просто невозможно. Нереально за это время дать качественный материал детям, чтобы они прослушали и усвоили его. Это подтвердит любой учитель, даже самый продвинутый и подкованный в техническом плане. Поэтому уроки идут дольше 15 минут, а значит, требования санитарных норм нарушаются.
Подготовиться к онлайн-занятиям учителям тоже непросто. Конечно, они поднаторели после весенней дистанционки, но радикально ситуация не изменилась. Отсутствуют и необходимые методики преподавания школьных дисциплин в онлайн-формате.
Родителей также можно понять. Большинство работает, и им тяжело совмещать службу и контроль за учебой ребенка. Если нет помощников — бабушек и дедушек, друзей-знакомых — следить за домашним обучением крайне сложно. Кроме того, дети ищут поддержки у родителей, часто звонят на работу, отвлекают. Это нормальный процесс коммуникации, но родители в итоге не могут толком сосредоточиться на своих задачах. Да и сами дети истосковались по привычной учебе, по социуму, по активному общению друг с другом и учителями.
Ситуация и правда сложная, но сейчас дистанционному обучению альтернативы нет: растет число заболевших и умерших от коронавирусной инфекции, несмотря на меры, которые принимают региональные власти. Поэтому дистанционное обучение — не прихоть чиновников, а необходимость. С начала ноября показатели количества инфицированных снова поползли вверх, и это не внушает оптимизма на обозримую перспективу. На мой взгляд, удаленный формат будет продлен и после 22 ноября.
Если ситуация с распространением инфекции улучшится, то за парты старшеклассники, вероятно, смогут вернуться в середине декабря, чтобы сдать промежуточную аттестацию. Но власти наверняка продлят ограничительные меры. Это значит, что и на декабрь дети, скорее всего, останутся на дистанционке. А дальше — Новый год, каникулы до середины января. В январе–феврале сезонное обострение гриппа и ОРВИ, которое пересечется с пандемией и, возможно, онлайн-уроки продолжатся до самого конца зимы. Учителям, родителям, детям стоит быть морально готовыми к продлению ограничительных мер. С этим нужно смириться, как с неизбежностью, и постараться адаптироваться.
По моему мнению, это тот самый случай, когда общество в лице взрослых, прежде всего родителей, должно подставить плечо государству. Нужно пережить эту ситуацию, но с минимальными потерями. Однако, как ни парадоксально это звучит, глубина потерь качества образования зависит сейчас даже не столько от школы, а именно от родителей.
По-хорошему, им следует активнее контролировать своего ребенка, помочь ему выстроить график учебного дня — вплоть до того, чтобы настаивать не садиться за дистанционные уроки в пижаме, потому что это очень сильно расслабляет. Психологи рекомендуют также разграничить время уроков онлайн, выполнения домашних заданий и игр. Важно понимать, что упущенные знания наверстывать всегда сложнее. Поэтому детям сейчас нужно заниматься активнее, а родителям — помогать им. Достойная работа, хорошая профессия — всё это возможно у ребят в будущем только при наличии фундаментальных знаний.
Сейчас же я замечаю, что на улицах много старшеклассников. Они игнорируют маски, социальную дистанцию. По-моему, это серьезное упущение родителей. Значит, в семье не объясняют важность ограничительных мер. В эти дни, когда число заболевших увеличивается, родителям и детям нужно сесть за стол переговоров и обсудить, что происходит. Еще раз уточнить важность ношения масок, мытья рук и соблюдения социальной дистанции. Донести мысль, что заболеваемость среди школьников ниже, но дети переносят инфекцию и могут стать причиной инфицирования и даже гибели взрослых родственников, а таких примеров, к сожалению, много. Если семья не будет влиять на ситуацию, никакая власть не в силах будет остановить распространение вируса.
Выскажу свое беспокойство и еще по одному поводу: несмотря на дистанционное обучение, в столице почему-то продолжают работать кафе и развлекательные клубы, где активно собирается молодежь. Это по меньшей мере вызывает недоумение, ведь родители не в состоянии запереть старшеклассников дома под большой амбарный замок. Власти не закрывают кафе и клубы, видимо, из-за того, что стараются поддержать бизнес и тех, кто там занят. Но мы должны понимать: это палка о двух концах. Я считаю, чиновники должны пересмотреть свой подход к этому вопросу.
Автор — председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Источник: