В поисках налоговой справедливости

Умение правильно распределить нагрузку между «рабочими лошадками» — один из древнейших и ценнейших навыков человечества. Без него ни поле вспахать, ни на тройке проехаться. К сожалению, этот базовый принцип не действует сегодня в российской экономике.

Учитывая действующие фискальные пропорции, доля валовых налогов (НДПИ и экспортной пошлины) в цене нефти даже с учетом льгот достигает 60%. У «Газпрома» этот показатель равен 30–40%, а вот у металлургии, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей он не превышает 10%!

Почему же так происходит? Это сложилось исторически. При вступлении Российской Федерации в ВТО в 2012 году ставки экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров (в том числе никель, алюминий и медь) существенно снизились, вплоть до обнуления. При этом не было предпринято попыток компенсировать потери бюджета за счет увеличения НДПИ для компаний газовой и угледобывающей отраслей, черной и цветной металлургии, производителей минеральных удобрений, золотодобычи, алмазодобычи и др.

По мнению экспертов VYGON Consulting, подход к налогообложению других (ненефтяных) сырьевых секторов России на основе фиксированных или адвалорных (в % от цены) ставок практически не позволяет изымать конъюнктурную ренту за счет роста цен. Более того, для комплексных руд Красноярского края при росте цены на 25% эффективная ставка и вовсе снижается на 20 п.п.

То есть вместо того чтобы балансировать налоговую нагрузку, Минфин предпочел добавить фискального груза на хребет нефтяной отрасли. К чему это привело? Может быть, прочие сырьевые секторы, прежде всего металлургия, использовали такую благоприятную ситуацию и направили «недоплаченные» в бюджет деньги на модернизацию производств, создание новых мощностей, повышение зарплат работникам? Отнюдь. Деньги решили поделить и проесть. В последнее время ряд частных компаний («Норникель», НЛМК, ММК и др.) пересмотрели свою дивидендную политику и направили весь свободный денежный поток на выплаты акционерам. Размер дивидендных выплат в компаниях металлургического и золотодобывающего секторов достиг 100% свободного денежного потока. Так, в 2019 году «Полюс Золото», НЛМК, «Норникель» и ММК, до 90% уставного капитала которых принадлежит иностранным акционерам, выплатили акционерам порядка 470 млрд рублей, направив на дивиденды весь СДП.

В итоге получается, что главной рабочей лошадкой, везущей воз отечественной экономки, и одновременно дойной коровой для бюджета стал нефтегазовый комплекс. Как показывают расчеты компании VYGON Consulting, нефтяная отрасль обеспечивает 44% поступлений в госбюджет. При этом Минфин постоянно стремится «подкрутить» налоговое регулирование нефтянки, чтобы обеспечить пополнение бюджета и сделать фискальное ярмо для отрасли еще более тяжелым. Необходимость стратегического развития нефтяной промышленности при этом абсолютно не принимается во внимание. Учитывая значительное ухудшение ресурсной базы, это может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета.

На этом фоне другие отрасли чувствуют себя достаточно вольготно. По оценкам VYGON Consulting, за последние пять лет уровень налоговой нагрузки в других сырьевых секторах экономики был в 1,5–9 раза ниже, чем в нефтянке. В совокупности они в 2018 году заплатили в пять раз меньше налогов, чем одна нефтяная отрасль!

Какие шаги следовало бы предпринять правительству? Из русской классической литературы мы знаем, как опытный кучер управлял тройкой — он зорко следил, чтобы пристяжные не отлынивали и не перекладывали всю работу на коренную, действуя где ласковым словом, а где и кнутом. Видимо, правительству РФ также необходимо взять на вооружение метод кнута и пряника.

Во-первых, необходимо ввести прогрессивные ставки НДПИ для компаний, деятельность которых связана с добычей полезных ископаемых и их поставкой на экспорт. Это позволит выровнять условия их деятельности с компаниями нефтяного сектора. По оценкам, потенциальный бюджетный эффект от введения прогрессивной ставки НДПИ в указанных сырьевых отраслях оценивается в 1,2 трлн рублей в год исходя из средних значений за пятилетний период.

Во-вторых, следует увеличить фискальные изъятия для компаний, не инвестирующих в развитие бизнеса в Российской Федерации и ориентированных на максимизацию дивидендных выплат акционерам с выводом их в офшорные юрисдикции.

В целом, по подсчетам VYGON Consulting, балансировка фискальной нагрузки обеспечит до 1,7 трлн рублей дополнительных поступлений в бюджет от прочих рентных отраслей, помимо нефтяной.

Таким образом, текущая налоговая система несправедлива, поэтому необходимо перераспределить фискальную нагрузку. В противном случае «дойная корова» отечественной экономки, от которой требуют постоянного повышения «удоев», может просто не выдержать, нефтяная отрасль застопорится в своем развитии и не сможет больше играть роль главного донора бюджета.

Но у этой очевидной и здравой идеи есть противники. Нетрудно предположить, что против усилий правительства сбалансировать налоговую нагрузку будут активно выступать в публичном поле. Необоснованные сверхдоходы, которые есть у тех же металлургов, позволят покрыть любые пиар-бюджеты!

Автор — старший аналитик WMT Consult

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Источник: iz.ru

Тоже будет интересно