2-ух станов не боец

О Анатолии Ананьеве вспоминают сегодня нечасто, проза его, мягко скажем, не на слуху. Быть может, это с исторической точки зрения и справедливо — не всё и не все проходят испытание временем, — да и позволять травке забвения затягивать прошедшее тоже недозволено. Потому припоминать необходимо. И 95-летие со денька рождения Анатолия Ананьева, писателя-фронтовика, главреда журнальчика «Октябрь» — хороший повод для этого.

Пожалуй, основное его произведение — роман «Танки идут ромбом», размещенный в 1963 году. По размеру маленький, он вмещает в себя и солдатские будни, и батальные сцены, и мемуары о мирной жизни, и авторские размышления, и судьбу героя опосля войны, и его осмысление произошедшего. Книжка производит воспоминание чего-то большого, многомерного — попадаешь в непростой, зигзагообразный мир, из которого тяжело выкарабкаться. Я, кажется, и не выкарабкался: помню содержание весьма отлично через десятилетия опосля чтения.

Анатолия Ананьева изредка причисляют к представителям «лейтенантской прозы». Хотя и его 1-ая повесть «Малый заслон», вышедшая скоро опосля публикации «Батальоны требуют огня» Юрия Бондарева (в 1959-м), и «Танки идут ромбом», и почти все странички романа «Версты любви» — это как раз конкретно та проза, юных лейтенантов…

Ананьев попал на фронт в неполные 18. А родился вдалеке от культурных столиц страны, на юге Казахстана, где его отец, красноармеец, боролся с басмачами. Скоро предки переехали в село под Бугульмой, но со Средней Азией будут соединены немалые отрезки жизни писателя.

Есть сведения, что семья Ананьевых была раскулачена. Так либо по другому, сначала 1930-х она переехала в Наманган, что в Ферганской равнине. Там Анатолий работал на хлопкоочистительном заводе, обучался в техникуме… В 1943-м 10 ребят-однокурсников пришли в военкомат проситься на фронт. Военком всем им поставил дату рождения «1 января 1925 года» и выслал в артиллерийское училище в Фергане. До победы дожили из этих 10 юношей только двое.

На фронт младший лейтенант Ананьев попал намедни Курской битвы. От истребительно-противотанкового полка за 1-ые три денька боев осталась в строю чуть ли третья часть; будущий писатель получил медаль «За отвагу». Как раз те деньки и станут основой романа «Танки идут ромбом».

В конце 1945 года 20-летним инвалидом 2-ой группы он возвратился домой к беспомощному папе, практически ослепшей мамы, нездоровому туберкулезом младшему брату. Работал в колхозе, закончил вечернюю школу, Алма-Атинский сельхозинститут. Делал успехи как агроном, но позже опять стал студентом — на этот раз филологического факультета. В 1963-м переехал в Москву.

Он старался выкарабкаться из военной темы. Писал различное — атеистические повести (тема, нужная при Хрущеве), книжки о послевоенной жизни, роман «Межа» (весьма странноватый, но нужный для тех, кто пробует разобраться в фермерской общинности, в том, что совершенно случилось с российской деревней).

Есть у Ананьева и своя эпопея — многотомные «Годы без войны». Рекомендовать читать не стану, хотя без нее полотно русской литературы было бы, наверняка, неполным. И неслучайно, что к схожим книжкам в крайнее время ворачиваются. Пусть не массовый читатель, единицы, но тем не наименее. Думаю, чем далее от нас будет русская Атлантида, тем посильнее будет любопытство к таковым произведениям.

В крайние годы как литератор Анатолий Ананьев, подобно Борису Васильеву, ушел в дальнее прошедшее Рф. Не столько изучал и художественно осмыслял его, сколько интерпретировал. Но, кажется, главной его заботой был журнальчик «Октябрь». Основным редактором его назначили в 1973-м, опосля самоубийства (истязающие боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) из-за рака) Всеволода Кочетова.

Кочетов был гневным бойцом, одной из основных фигур в той литературно-идеологической войне, что шла в 1960-е меж «Октябрем», «Юный гвардией» и «Новеньким миром». Государственники, почвенники, демократы… Фаворитов не оказалось — тогдашний режим не желал шума, брожения мозгов, предпочел вынудить спорщиков умолкнуть. Редакции «Новейшего мира», «Юный гвардии», неких остальных изданий были разогнаны, «Октябрь» как бы особо не трогали, но программное произведение Кочетова — роман «Чего же же ты хочешь?» — стал полузапрещенным, а крайнее произведение, «Молнии лупят по верхушкам», был издан через 10 лет опосля ухода создателя из жизни, ну и то в отцензурированном виде.

На фигуре Ананьева тормознули, наверняка, поэтому, что он не примыкал ни к каким лагерям, прозу писал умеренную, с заявлениями не выступал. По строке Алексея Константиновича Толстого — «2-ух станов не боец».

И, став основным редактором «Октября», он не начал двигаться в бой, зато равномерно обновил редакцию, опубликовал произведения писателей из различных лагерей. Стихи Олега Чухонцева и Бориса Примерова, прозу Алеся Адамовича и Александра Проханова, Виктора Астафьева и Владимира Маканина. Отдел литературной критики возглавил совершенно еще юный тогда Владимир Бондаренко и привлек в журнальчик создателей враждовавших ранее «Новейшего мира» и «Юный гвардии»: Миши Лобанова, Владимира Лакшина, Игоря Золотусского, Вадима Кожинова, Игоря Дедкова…

Правда, позднее ананьевский «Октябрь» сделал выбор: стал рупором преобразователей. Логическим продолжением этого было возникновение подписи головного редактора в так именуемом Письме сорока 2-ух, где от президента Ельцина добивались «решительных действий» в противоборстве с Верховным Советом, «коммунистическими, националистическими партиями, фронтами и объединениями».

Спустя без малого три десятилетия споры о тех событиях не стихают. Почти все считают октябрь 1993-го роковой чертой Рф. Некие подписанты того воззвания позднее на публике раскаялись. Анатолий Ананьев, кажется, нет. Хотя новейшие времена его очевидно не веселили. В этом я убеждался, участвуя в одних с ним литературных собраниях конца 1990-х – начала 2000-х.

Ушел он из жизни в декабре 2001-го, оставив «Октябрь» с богатым и различным набором создателей своим преемникам Ире Барметовой и Алексею Андрееву. К огорчению, на данный момент журнальчик зачах, но вся литературная периодика переживает труднейшие времена.

Из написанного Ананьевым нередко переиздаются «Танки идут ромбом». Уверен, что судьба романа будет еще долгой. И это, наверняка, основное для писателя — чтобы хоть одним своим произведением оставаться тут, в мире живущих.

Создатель — писатель, лауреат литературной премии «Ясная Поляна»

Источник: iz.ru

Тоже будет интересно