Бюджетная выдержка

Ожидается, что уже в первых числах декабря бюджет России на 2021–2023 годы представят на утверждение в Совете Федерации. Таким образом, на обсуждение главного финансового документа страны у парламентариев, регионов, ведомств, финансистов и экспертов ушло ровно два месяца.

Никогда еще работа над бюджетом не была столь значима. В этом году необходимо учесть множество серьезных нюансов, связанных с пандемией и мировым экономическим кризисом. Раньше на процесс обсуждения и затем принятия решения требовалось время, в этом году счет идет на дни. После предложений парламентариев, диалога и дискуссий с правительством тут же появляются поручения, указы и законопроекты, направленные на упрощение жизни и работы наших граждан. И все нужно делать быстро, так как от каждого решения зависит столь необходимая поддержка населению.

Приоритеты понятны — выполнение социальных обязательств перед гражданами и, конечно же, реализация задач по движению страны вперед. Проект федерального бюджета на 2021–2023 уже принят в первом чтении.

Судя по тому, что заложено сейчас, доходы будут год от года расти. Так, согласно документу, в 2021 году они составят 18,8 трлн рублей, в 2022 году эта сумма должна увеличиться на 1,84 трлн рублей, а затем на 1,62 трлн. Расходы в эти три года будут так же постепенно увеличиваться — с 21,52 трлн до 23,67 трлн.

Члены Федерального собрания принимают самое активное участие в обсуждении статей государственной казны. На 24 ноября запланировано рассмотрение документа с внесенными поправками уже на пленарном заседании. Уверен, что после такой плотной и напряженной работы над бюджетом страны в начале декабря документ, одобренный во всех трех чтениях, направят в Совфед.

Кабмин уже одобрил поправки парламентариев примерно на 3,5 трлн рублей на эти три года. На финансовую поддержку бюджетам регионов в 2021 году дополнительно направят 100 млрд рублей (всего 130,3 млрд рублей).

К сожалению, потребность в дополнительных финансовых вливаниях связана с ухудшением экономической ситуации и снижением доходов регионов. Именно поэтому в 2021 году необходимо сделать акцент на точечную помощь субъектам РФ, для того чтобы компенсировать снижение налоговых поступлений в региональные бюджеты.

Планируется увеличить грантовую поддержку регионам с 35 млрд рублей в 2021 году, до 50 млрд рублей в последующие годы, причем предусмотрено совершенствование организационных мер по четкому и правомерному выстраиванию методики распределения грантовых средств. Убежден, что бюджет должен быть увязан с плановыми показателями государственных программ и национальных проектов.

Нулевое слушание в Совфеде проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов позволило еще на стадии подготовки и обсуждения основных параметров учесть целый ряд моментов, которые лучше видны непосредственно на местах, в том числе в отдельных регионах, предусмотреть в финальном документе хозяйственную специфику субъектов, а также добиться финансирования объектов и проектов, не нашедших отражения в изначальном варианте основного финансового документа. И это несмотря на то, что бюджет следующих лет ожидается дефицитным. Глава Минфина Антон Силуанов в самом начале обсуждений заявил, что в следующем, 2021 году разница между доходами и расходами может составить почти 3 трлн рублей.

По сути, бюджет сверстан так, чтобы обеспечить финансирование всех обязательств государства. А это прежде всего обязательства социального характера. И уже начиная с 2022 года доходная часть документа будет расти год от года. По крайней мере это запланировано. И мы, парламентарии, со своей стороны сделаем все возможное, чтобы это было обеспечено законодательно.

Одно из основных направлений в период пандемии (и это заложено в документе) — это решение вопроса подключения малых населенных пунктов к интернету, на что будет направлено дополнительно 6,2 млрд рублей. Эта проблема остро стоит в регионах, особенно в условиях локдаунов, когда почти все совершается онлайн. В бюджете заложены деньги на то, чтобы решить проблему доступности интернета в 2,5 тыс. населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек. Все это должно произойти уже до конца 2021 года. Одновременно с этим начнется работа и по подключению к Всемирной сети населенных пунктов со 100–250 жителей.

Еще одна важная проблема, которую нельзя было обойти стороной и не учесть в документе, — это исполнение национальных проектов, модернизация и расширение магистральной инфраструктуры. Важно, что в бюджете будет предусмотрено до 5,8 млрд рублей на субсидирование авиаперевозок по 170 маршрутам. Приоритетными остаются такие направления, как Крым, Калининград и Дальний Восток.

Между тем считаю, что у регионов должно быть больше свободы для развития инновационных проектов, поскольку предусматриваемый прирост инвестиций до 3,5% в 2021-м и до 5% в последующие годы явно недостаточен для реализации прорывных мер. Главы субъектов неоднократно подчеркивали, что в регионах есть некоторое количество готовых к исполнению проектов, реализация которых откладывается в связи со сложностью финансирования, а значит, помогая в их реализации, мы поможем в развитии регионов.

И, конечно, необходим парламентский контроль за расходами бюджета. Считаю, что именно он позволит эффективно использовать государственные средства. И тогда мы выдержим любые экономические испытания.

Автор — зампред комитета Совета Федерации по экономической политике

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Источник: iz.ru

Тоже будет интересно