Губернаторы-лоббисты, офшоры и олигархи: как правительство выбирало «системообразующие» компании

Владимир Путин во время встречи с предпринимателями в 2018 годусайт президента РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)

Правительственная комиссия пару раз меняла состав перечня системообразующих для Рф организаций, которые могут претендовать на финансовую поддержку страны. Но федеральные власти остались верны для себя в результатах отбора компаний. Как и в прошлых вариантах перечня, большая часть компаний соединено с офшорами, государством либо большими финансово-промышленными группами. И хотя почти все организации стремятся попасть в этот перечень, есть как минимум один пример, когда компания категорически отказалась быть в списке системообразующих. 

Сначала июля Минэкономразвития РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) поведало, что организации, которые правительство РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) считает системообразующими, получили 132,9 миллиардов рублей льготных кредитов на пополнение обратных средств. Ранее в правительстве РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) докладывали, что размер поддержки системообразующих организаций может достигнуть 1 трлн рублей. По данным Минпромторга, господдержку получили лишь 126 компаний из 1335, вошедших в финишный список.

В течение крайних 4 месяцев правительственная комиссия, специально сделанная премьером Мишей Мишустиным, пару раз вносила значительные корректировки в список системообразующих компаний. Сначала мая Znak.com с волонтерским проектом RAVEN проанализировали начальный перечень, в который вошло 646 компаний, и узнали: посреди их 34% компаний прямо либо косвенно контролирует правительство, еще не наименее 30% принадлежит личным большим финансово-промышленным группам. Также в списке было много недействующих, офшорных компаний и организаций, которые были увидены в коррупционных скандалах.

На данный момент в перечне 1335 организаций. Znak.com, «МБХ Медиа» и RAVEN проанализировали его до крайних конфигураций, которые произошли в конце июня, и узнали, что результаты отбора компаний остались схожими. 

Так, из 1137 проанализированных компаний 379 (33,9%) — прямо либо косвенно соединены с государством, 214 (18,8%) — с большими финансово-промышленными группами богатейших предпринимателей, входящих с перечень Forbes, 92 (8%) — с офшорами, а еще 122 (10,7%) — с депутатами либо местными бюрократами.

Посреди связанных с государством компаний есть, к примеру, такие большие компании, как «Роснефть», «Газпром», «Росатом», также их структуры. Не считая того, в перечень попали «Почта Рф», «Оборонэнерго», 1-ый канал, КамАЗ, АвтоВАЗ, «Вертолеты Рф», «Уралмаш НГО Холдинг».

В рамках исследования было проанализировано 1137 компаний, большая часть соединены с государством, офщорами либо олигархамиRAVEN

Также правительство решило поддержать инвесткомпанию «Аквилон инвест», которой обладает в числе иных архангельский депутат Александр Фролов. Системообразующими признаны группа компаний «Эфко», сплетенная с бывшим первым замгубернатора Белгородской области Валерием Сергачевым, ООО «Аншип», принадлежащее АО «Анрусстранс» бывшего замминистра путей сообщения РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Александра Анненкова, также компания «СДС-Уголь» бывшего депутата Госдумы Владимира Гридина и Миши Федяева — отца депутата Госдумы Павла Федяева. Не считая того, в перечень попало ООО «Новосибирский транспортный терминал», подконтрольное структуре Александра Кахидзе, считающегося близким к сенатору Александру Бабакову.

Посреди компаний больших ФПГ есть, а именно, «Синара» Дмитрия Пумпянского, «Силовые машинки» Алексея Мордашова, структуры Андрея Бокарева и Искандера Махмудова («Кузбассразрезуголь», «Желдорреммаш»).

Нежданная поддержка офшоров на федеральном уровне

Политика правительства РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) в отношении офшоров значительно поменялась в кризис 2020 года. В 2016 году президент Владимир Путин совершенно точно воспрещал поддерживать подконтрольные офшорам компании. А в 2020 году были приняты Госдумой и подписаны главой страны поправки в Экономный кодекс РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), предполагающие смягчение запрета на выдачу госгарантий компаниям, зарегистрированным в офшорах. Ранее из компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, получать муниципальные и городские гарантии могли лишь экспортеры промышленной продукции, а сейчас такое разрешение получили и те, кто экспортирует остальные продукты и услуги.

«Практически на старте эпидемии в Рф, 10 апреля 2020 года, в Госдуму был внесен законопроект о способности предоставления муниципальных гарантий офшорным компаниям. Законопроект стал законом в беспримерно недлинные сроки — за 12 дней.

Нежданная поддержка офшоров на федеральном уровне стала разворотом на 180 градусов по отношению к политике деофшоризации русской экономики.

Следующее включение в перечень системообразующих компаний, чьи бенефициары укрыты в офшорных и низконалоговых юрисдикциях, сделалось естественным продолжением данной нам политики. Нужно отметить, что в значимой части европейских государств компании не могут претендовать на меры гос поддержки, если ее бенефициары укрыты в офшорных структурах», — гласит участник RAVEN, замгендиректора «Трансперенси Интернешнл — Наша родина» Илья Шуманов.

Попавшие в перечень системообразующих компании, связанные с офшорами, занимаются разной деятельностью. Так АО «Генериум» (принадлежит нескольким кипрским компаниям Ancolie Trading Limited, Gyroscope Enterprises Limited, Redillio Holdings Limited) производит лекарственные субстанции, группа компаний «АгроЭко» (на 90% принадлежит кипрской Agroeco Group VRN Limited) — животноводством, «Просвещение» (принадлежит кипрской Olma Media Group LTD) — изданием книжек.

Точные аспекты отбора либо удачный лоббизм

За включением каждой компании в перечень системообразующих стоит работа правительственной комиссии по ее оценке. Аспекты отбора для каждой отрасли размещены на веб-сайте Минэкономразвития. К примеру, чтоб получить поддержку страны, металлургическое предприятие обязано иметь выручку минимум 100 миллиардов рублей в год, а численность персонала — от 3,5 тыс. человек. А компании, снимающей киноленты, чтоб стать системообразующей, довольно предоставить отчет, что по итогам 5 лет она выпускала минимум по два кинофильма год. Чем обоснован любой из критериев, на веб-сайте Минэкономразвития не расшифровывается.

При всем этом в распоряжении RAVEN оказались документы, похожие на внутреннюю переписку Минэкономразвития с иными ведомствами правительства РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), некими губернаторами и компаниями, претендующими на статус системообразующих. Из писем, с которыми удалось ознакомиться Znak.com, следует, а именно, что в почти всех вариантах процесс отбора компаний вызывал вопросцы. К примеру, глава Минздрава Миша Мурашко в апреле типо направлял внимание, что предложения его ведомства по поводу критериев не были учтены министерством экономического развития РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина).

Министр здравоохранения РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Миша Мурашко, по сведениям Znak.com, направлял внимание Минэкономразвития РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) на недостатки при составлении перечня системообразующих предприятийAlexei Druzhinin / Kremlin Pool / Keystone Press Agency / Global Look Press

Не считая того, в конце апреля предприниматель Араз Агаларов типо писал первому замминистра строительства и ЖКХ Иреку Файзуллину о том, что хотя АО «Крокус» «не подпадает под список пострадавших отраслей от COVID-19 и не включено в список системообразующих», «общество воспринимает роль в осуществлении национально-значимых проектов», к примеру, занимается строительством, содержанием и ремонтом Центральной круговой дороги Столичной области. Потому Агаларов просил включить «Крокус» в перечень системообразующих компаний. Это в итоге было изготовлено.

За ювелирные компании «Ювелит» и «Столичный ювелирный завод» типо вступался замминистра денег РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Алексей Моисеев. По неофициальной инфы, он сначала мая обратился в Минэкономразвития с просьбой включить эти компании в перечень системообразующих, потому что они соответствуют главным аспектам по денежным показателям, но не могут соответствовать доп требованиям, к примеру, в части признания компании градообразующим, по беспристрастным причинам. Судя по документам, в поддержку «Ювелита» также выступала администрация Костромской области. В итоге обе компании были включены в перечень системообразующих.

Также региональные власти поддерживали и остальные организации.

К примеру, по неофициальным данным, сельскохозяйственную группу компаний «Рост» просили признать системообразующей власти сходу нескольких регионов, включая Тамбовскую и Ростовскую области, где есть компании данной нам группы.

Но в крайней версии списка системообразующих организация ГК «Рост» нет.

«В русском правовом поле отсутствует нормативное определение лоббизма. Но это не означает, что его не существует. На примере перечня системообразующих компаний видно, что почти все губернаторы стали объектами лоббирования интересов коммерческих компаний. Просьбы о включении коммерческих компаний в перечень системообразующих, направленные в адресок профильного федерального министерства и подписанные губернаторами и вице-губернаторами, стоит разглядывать как лоббистские практики. Разумеется, что непрозрачная процедура получения таковой поддержки может стать базой для неформальных отношений меж представителями региональной власти и бизнеса, что является питательной средой для коррупции», — отмечает Шуманов.

Что не нравится системообразующим

При всем этом компания ООО «Эй Джи Си Борский стекольный завод», согласно переписке, сама попросила не включать ее в список системообразующих «в связи с изменившимися обстоятельствами». По данным СПАРК, эта компания на 85,23% принадлежит бельгийской компании AGC Glass Europe и еще на 9,44% — австрийской Menarai Holding GMBH. На уточняющий запрос Znak.com по этому поводу по электрической почте в компании не ответили.

Сначала июля «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в предпринимательском обществе писал, что некие компании, общепризнанные системообразующими, недовольны огромным количеством отчетов, которые требуют от их власти, и даже готовы отрешиться от такового статуса. В том числе они поделились с нашим изданием, что правительство запрашивает данные, которые относятся к коммерческой тайне, и бизнесмены боятся, что «чувствительную информацию» могут получить соперники. При всем этом получить поддержку от страны, ради которой почти все компании добивались получения статуса системообразующих, не так просто.

Вообщем, на публике никто от поддержки страны пока не отрешался, а источник Ъ, близкий к правительству, отмечал, что список системообразующих организаций сотворен сначала, чтоб выслеживать ситуацию, а при обнаружении заморочек оперативно вмешаться, оказать помощь и сохранить занятость.

«Сама мысль сотворения перечня системообразующих компаний — это достаточно всераспространенная практика поддержки экономики в непростой период в различных странах. Основное, чтоб попадание в этот перечень было прозрачным и аспекты отбора компаний, претендующих на господдержку, дискуссировались открыто и всесторонне с делом и обществом, так как поддержка компаний в непростой период де-факто идет, в том числе, за счет средств налогоплательщиков, другими словами обыденных людей», — заключил Шуманов.

Источник: www.znak.com

Тоже будет интересно