Как в 80 километрах от Екатеринбурга проходят гонки на автомобилях

Чемпион России по ралли и победитель «Дакара-2017» взлетают на трамплине на заснеженной трассе в Асбесте. Сергей Ременник и Сергей Карякин проезжают спецучасток на экипаже безопасности — проверяют дорогу. Хоть они и не являются полноправными участниками ралли, такого звездного экипажа Асбест еще не видел. Корреспондент Znak.com провел целый день на гонке и рассказывает, почему Асбест — это мекка ралли.

Ралли — главная в мире дисциплина автомобильного спорта. Многие выделяют Формулу-1, но это коммерческий и частный проект. И по большому счету из гонок Формулы-1 никто не смог показать выдающиеся результаты в ралли, сколько бы пилотов туда не переходило.

На некоторые раллийные гонки в Европе и США приезжают сотни тысячи зрителей. Это самая сложная дисциплина автомобильного спорта — здесь очень многому надо учиться. Просто так прийти в ралли и сказать — «я никогда не гонял и хочу начать — очень сложно». 

Зимний раллийный сезон пришел на Урал в прошедшие выходные. 4-5 февраля в Асбесте состоялся четвертый этап Кубка России по ралли. Гонка, ставшая уже традиционной открыла Уральский сезон-2017. Ралли прошло сразу в нескольких статусах: четвертый этап Кубка России, третий этап Чемпионата УрФО и ПФО. В борьбе за победу приняли участие более 20 экипажей, представляющих Екатеринбург, Асбест, Первоуральск, Ижевск, Пермь, Челябинск, Озерск и Уфу.

В воскресенье 5 февраля гонку открыл зрительский спецучасток «Кросс». Именно здесь для зрителей была выделена специальная зона, c которой открывался прекрасный вид на трассу и уникальный в России раллийный трамплин, на котором был установлен рекорд полета автомобиля в гонке – принадлежит он Григорию Трегубову и составляет 54 метра. 

В Асбесте — прошел уже четвертый этап ралли, первый проходил в Кирове, второй в Барде (Пермский край), третий в Ростове Великом. Всего пройдет 20 этапов ралли, после чего участников ждет финал. 

Дистанция гонки — 84 «боевых километров». Два раза участники проезжают «Кросс», два раза «Мокринский». 

Организатор гонки в Асбесте Павел Торопов рассказал Znak.com, что спецучастки в Асбетсе — это карьерные дороги. «В Асбесте проходит классическая карьерная гонка. У нас самая большая трасса в мире, которая находится в карьере. У нас есть не готовые дороги общего пользования, которые мы пытаемся превратить в спецучастки, а мы в этом поле можем построить все, что хотим. Таким образом мы получаем очень специфичные и необычные повороты, уклоны, траектории — так, как построен спецучасток в карьере — никому не придет в голову строить дорогу общего пользования. У нас такие связки, которые на обычной дороге никогда не появятся. Компактное соединение сложных элементов дорог, поворотов и уклонов — все есть на нашей трассе», — рассказывает Торопов.

Гонка в Асбесте проходит на территории комбината «Ураласбест», который активно поддерживает этот спорт и в течении проводи несколько раллийных этапов. 

Организатор гонки отметил, что зрительная зона в Асбесте — одна из уникальнейших в стране — с нее всем очень хорошо видны автомобили и она абсолютна бесплатна. Трамплин, который всех привлекает также уникален — он полностью искусственен. 

«В тот год, когда мы сделали трамплин и был показан рекорд в 54 метра —несколько машин сошли, мы поняли, что это слишком крутой прыжок и участники были к нему не готовы. После этого мы его немного срезали, сделали пологим. Сейчас видно, как машина летит, но диких полетов нет. Это все было связано с безопасностью. Но даже в таком виде в мире нигде нет такого искусственного трамплина, который бы являлся элементом трассы. Весь этот полет — доли секунды и плюс-минус 15 метров роли не играют, это больше связано со статистикой. Сейчас прыгают на 30 метров — это и зрелищно, и интересно и внутри находится тоже круто», — объясняет Торопов.

Также все желающие могут приехать в сервис-парк, посмотреть, как обслуживают автомобили — это тоже интересное зрелище.

В гонке принимают участие 25 экипажей — примерно столько же было в последние годы. Еще несколько лет назад в этапе участвовало 50 экипажей, один раз было 70.  

Уменьшение количества участников частично связано с экономическим кризисом, — отмечают гонщики. По их словам, тратить в два раза больше денег на ралли из-за падения курса рубля, стало очень накладно. 

«Финансовый кризис сказался на профессиональных участниках — их стало меньше. Автоспорт входит в три самых дорогих хобби в мире – яхты, самолеты и автомобили. Поэтому у многих не стало денег на это хобби. Лидеры остались те же, но был огромный пласт участников, для которых ралли был хобби — они понимали, что выиграть не могут, но они получали удовольствие от участия. Кризис сказался именно на них. И поэтому ушли в более дешевый спорт, например, в мотоспорт. А кто-то просто сменил мечту и ушел летать на самолетах», — рассказывает Торопов. 

Участвовать в ралли — действительно дорогое удовольствие. Например, на сезон чемпионата по уральскому дрифту пилот тратит столько же денег, сколько раллийный экипаж тратит на резину на одну гонку. Самая простая покрышка стоит 25 тысяч рублей. На такую гонку, как в Асбесте, чтобы ее выиграть нужно шесть покрышек — следовательно придется потратить 150 тысяч рублей. Специальный спортивный бензин стоит семь евро за литр, спортивный автомобиль потребляет 80 литров на сто километров, в данной конкретной гонке нужно потратить 65 литров. Кроме того, нужно добраться до старта, здесь переночевать, нужны механики, запчасти, заплатить стартовый взнос. 

Поэтому была потеряна массовость — но борьба за первые позиции идет точно такая же. Как рассказывает Соколов в прошлые годы, существовала национальная гоночная серия — любителям можно было участвовать в гонках без каркаса безопасности — то есть ехать на обычном автомобиле. 

«У нас таких участников сейчас пятеро, они едут на абсолютно любом автомобиле. Это возможность попробовать, что такое ралли. Она сейчас не очень популярна, потому что в Свердловской области существует огромное количество любительских соревнований. И это люди ездят там», — продолжает Торопов. 

Еще одной особенностью гонки в Асбесте стало участие Сергея Карякина, победителя ралли «Дакар-2017». Он вместе с чемпионом России и бронзовым призером Кубка Европы по ралли Сергеем Ременником проехал по трассе в экипаже безопасности. 

Как пояснил Znak.com Ременник, экипаж безопасности за 15 минут до «боевого канала» едет по всей дистанции, в среднем темпе, чтобы проверить дорогу, посмотреть, например, чтобы зрители не построили каких-то преград для гонщиков.

«Я вспомнил старое чувство — сидеть за рулем практически боевой машины, так как она приближена к спортивной. Получил искреннее удовольствие от общения с людьми, которые болеют одной идеей, гонками, отлично провел время с Сергеем Ременником, который любезно разрешил мне сесть за руль его машины. Надеюсь, что смогу оказаться за рулем боевой машины и быть участником ралли в Асбесте. Опыт штурмана? Я всегда был пилотом, для нас это полезный опыт и понимание — что такое быть штурманом и как грамотно реагировать на команды и взаимодействовать с ним», — рассказал Znak.com Карякин. 

«Ралли едут на слух, тебе штурман сказал «правый два», «правый четыре» и ты не видишь поворот и поворачиваешь так, как тебе говорит штурман. Пилот и штурман едут по спецучастку до гонки два раза для ознакомления — сначала пилот диктует штурману что он увидит, потом наоборот. Глазами ты много информации собираешь, но едешь все равно на слух — так как ты доверяешь штурману», — продолжает Ременник. 

По его словам, ралли — это самая универсальная дисциплина, которая  проводится в любое время, на любом известном покрытии, в любое время суток и в любых погодных условиях

«Я не помню, как научился ездить, отец занимался ралли и стал меня брать с собой штурманом. Когда был подростком, я уже первый раз поехал с ним рядом. Потом стал втягиваться, получил права, он дал мне мощный импульс и, конечно, меня поддерживал. Какое-то время поездил в кроссе, выиграл чемпионат Урала по автокроссу, потом вернулся в ралли — все-таки это первая любовь и самая сильная», — заключил Ременник. 

Добавим, что победителем зимнего ралли стал экипаж из Асбеста Алексея Миронова и Дмитрия Петухова. Второе место завоевал экипаж из Озёрска, Павел Соколов и Игорь Сурнин. Бронзовым призёром гонки стал экипаж – Денис Ростилов и Александр Рыбников, выступающие на Lada Kalina NFR. Также они победили в зачёте монопривода и стали третьими по скорости среди всех участников. Следующая гонка пройдет в Асбест в августе 2017 года.

Источник: www.znak.com

Тоже будет интересно